Пустяковые вопросы решаются быстро, важные - никогда не решаются.
/ Закон Грехема /
 
Главная Направления Партнерство Контакты


Управление недвижимостью
Девелопмент как бизнес
Привлечение инвестиций
Недвижимость в Англии
Недвижимость в Израиле
Консалтинг & маркетинг
Коллекция исследований
Коллекция бизнес-планов
Аналитика и публикации
Английское гражданство
Работа в Великобритании
Эксклюзивные VIP-туры
Опыт наших путешествий

Наши энциклопедии и
новостные проекты:

Все об Англии
Все о Шотландии
Все о Франции
Все об Испании
История России
Все города России
Конституция России
Антикварные книги





Рейтинг@Mail.ru


Кушать продано


Интервью управляющего партнера "Adelanta Consulting Group" Александра Лугачева для журнала "Слияния и поглощения"


- Какие типы предприятий общественного питания на данный момент представлены на рынке купли-продажи готового бизнеса? С какими из них заключается наибольшее количество сделок? Какова средняя цена таких предприятий? Какие факторы влияют на стоимость фирмы?

Классификация предприятий общественного питания может быть проведена по различным критериям. В консалтинге обычно используются две: по ценовому признаку компании делятся на эконом-класс, бизнес-класс и топ-класс; по особенностям предоставляемых услуг могут выделяться рестораны, бары, кофейни, шоколадницы, закусочные, рюмочные, кафе-мороженное, пиццерии, суши-бары, салат-бары и так далее. Наибольшее число сделок на этом рынке заключается с теми предприятиями, которые имеют относительно невысокую стоимость (до 150-200 тысяч долларов США), поскольку именно в этой ценовой нише может проявить себя как класс частный инвестор. В регионах эта цифра может быть вдвое ниже.

Точное количество сделок на рынке является тайной, поскольку высока доля профессиональных операторов, приобретающих новые рестораны и бары без привлечения внешних консультантов. Причем в сделках купли-продажи серьезных игроков рынка цена одного объекта может доходить до 3.000.000 долларов США. В прессе упоминаются и более приличные суммы, однако такие сделки единичны, а информация исходит от не совсем объективных источников.

- Какие компании, работающие в этом сегменте, пользуются у покупателей наибольшим спросом? Какие активнее всего предлагаются к продаже?

Очень приличную долю рынка занимают профессиональные рестораторы, поэтому они приобретают те компании, перспективу которых видят. Это недешевые торговые точки, поскольку расположены в исторических центрах городов (почти все рестораны внутри Садового кольца в Москве или внутри Больших бульваров в Париже), на туристических маршрутах (интересным примером может служить ресторан "Буцефал" на трассе Юрмала-Сигулда в Латвии), в местах с высоким пешеходным трафиком (например, рестораны в спальных районах вблизи станций метро). Это могут быть предприятия общественного питания, предыдущая концепция которых была недооценена или нереализована полностью.

Второй популярный сегмент (и это вытекает из первого вопроса) - недорогие компании из сферы малого предпринимательства, позволяющие вести покупателю де-факто семейный бизнес.

- Насколько сложен процесс управления компанией? Может ли человек, далекий от этого бизнеса, стать успешным собственником действующей компании?

Поскольку этот бизнес несет в себе очень большую креативную составляющую, состоит не только из оказания кулинарно-развлекательных услуг, но и правильной подачи их, оформления, продвижения, рекламы, PR, то здесь более, чем в какой-то другой сфере человек далекий от кухни может достичь успеха, если угадает с концепцией своего предприятия. Как когда-то Андрей Деллос угадал с концепциями ресторанов "Бочка", "Шинок" и "Пушкин". При этом, конечно, производственно-экономическая и административная часть вопросов (то есть собственно бизнес как процесс) должны находиться в руках профессионалов.

- Что ждет покупателя в первые месяцы после покупки?

В первые месяцы после покупки нового собственника ждет выработка свежей концепции кафе или ресторана, четкое позиционирование (в какой ценовой нише и с какой целевой аудиторией теперь будет работать предприятие), обновление кадрового состава (управляющего рестораном, финансового директора и шеф-повара).

Предприятие общественного питания никогда не покупают с целью быстрой спекуляции: если магазин или склад может расти в цене даже при отвратительном менеджменте, то ресторан, бар, кафе нуждаются в том, чтобы им постоянно уделяли внимание. Несмотря на то, что этот рынок еще имеет тенденцию к росту и не перегрет, конкуренция достаточно серьезна, как и в любой рознице, а значит скучать собственникам и управляющим объективно некогда.

- Насколько легко выйти из этого бизнеса? Как скоро после приобретения предприниматель принимает решение о продаже компании? Как проводится предпродажная подготовка?

Предприятия общественного питания имеют четко очерченный статистический срок жизни: каждые 3-4 года необходимо проводить перепозиционирование компании на рынке и что-то менять в концепции. Это справедливо для всех видов операторов за исключением фаст-фудов, где тенденции меняются дольше. Легче продаются те предприятия, которые находятся на пике своего развития (тогда новый собственник покупает раскрученный бренд и уверенную доходность в ближайшей перспективе) и те, которые наоборот пришли в явный упадок.

Предпродажная подготовка не отличается чем-то существенным от других типов предприятий, за исключением, пожалуй, одного момента. Поддержание имени ресторана или бара "на слуху", инвестиции в public relation и рекламу по отношению к предприятиям общественного питания тоже являются своего рода подготовкой к продаже.

- Каковы перспективы развития этой сферы готового бизнеса в 2005 году?

Перспективы, как и у любого розничного бизнеса, традиционно впечатляющие. Москва (а уж тем более любой другой город России) по-прежнему проигрывают по количеству ресторанов и кафе развитым европейским городам. Улицы Парижа, Брюсселя, Амстердама имеют такую плотность предприятий общепита, которая в столице России может быть достигнута не ранее 2012-2014 года, а в регионах этот горизонт планирования отстоит еще на десяток лет дальше.

Дополнительным стимулом для частных инвесторов, принимающих решение о вхождении в данный бизнес, служит распространенное мнение о том, что потребность в питании у населения является первичной и "кушать будут всегда". Сдерживающим же фактором является понимание, что в случае любого экономического кризиса первыми под угрозу потери клиентской базы попадут как раз предприятия общественного питания.


















Adelanta Consulting Group © 1982-2022 - Все права на зарегистрированные
товарные знаки "Аделанта" и "Adelanta" принадлежат ООО "Аделанта-Консалтинг"